Совет Федерации выступает за создание четко сформулированной и адаптированной нормативной базы, способной обеспечить институциональное развитии суррогатного материнства в России.

Проблемы бесплодия и экстракорпорального оплодотворения как самой продвинутой современной репродуктивной технологии все чаще становятся предметом обсуждения на самых различных профессиональных и общественных уровнях, не в последнюю очередь из-за неопределенности правовых отношений участников программы суррогатного материнства.

Несогласованность ряда нормативных документов делает очевидной необходимость подробного правого регулирования этой области отношений, в частности регламентирования правового статуса их участников.

В соответствии с п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает с момента появления ребенка на свет, а значит человеческий эмбрион, не являясь субъектом, не имеет права на юридическую защиту. В то же время некоторые законодательные акты, например, ст. 11631166 ГК РФ и ст.  218 НК РФ, закрепляют права детей, находящихся в состоянии внутриутробного развития, на получение налоговых выплат и на наследство. Между тем  Федеральный закон №143 от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния» содержит лишь описание процедуры регистрации рождения ребенка от суррогатной матери, но никак не определяет правового положения участников отношений.

Очевидно, руководствуясь этим разночтением и исходя из соображений социальной и гуманитарной справедливости, группа сенаторов в составе: Валерий Рязанский, Елена Бибикова, Александр Варфоломеев и Татьяна Кусайко  выступили с инициативой уравнять в правах все категории россиян, которые могут стать родителями с помощью суррогатного материнства.

Согласно действующему законодательству, происхождение детей, удостоверенное в установленном законом порядке, является основанием для возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Таким порядком является государственная регистрация рождения, в результате чего происхождение ребёнка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия. 

Сейчас такое право есть только у состоящих в официальном браке мужа и жены и то, они должны сначала получить письменное согласие суррогатной матери.

В соответствии с предлагаемыми изменениями право регистрировать детей, рождённых от суррогатных матерей, будет предоставлено гражданским супругам и матерям-одиночкам.

Проект закона был внесён сенаторами в мае 2018 года. Документ с внесенными поправками был рассмотрен на заседании Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей 9 октября с.г. Планируется, что в первом чтении законопроект будет рассмотрен Госдумой до конца осенней сессии.

Суррогатное материнство – это комплекс сложных общественных отношений, направленных на решение проблем бесплодия, а значит на эффективное развитие национальной демографической политики. Фрагментарность норм права в этой сфере, неурегулированность правового статуса участников отношений и недостаточность определения требований, предъявляемых к ним, создают правовой вакуум, благоприятствующий возникновению коллизий.  

 

По материалам периодического издания «Парламентская газета».

Фото: council.gov.ru

Комментарии: