Поскольку в одних только Соединенных Штатах по меньшей мере 10 миллионов человек прошли тест на ДНК, одна лишь вероятность говорит о том, что почти все население может быть каким-либо образом генетически связано с одним из зарегистрированных онлайн-пользователей. На четырех сайтах ДНК, которые предлагают услуги сопоставления - Ancestry, 23andMe, Family Tree DNA, My Heritage - сегодня так много пользователей, что редко кто-то не может найти хотя бы одного дальнего родственника.

Райан Крамер (Ryan Kramer) нашел своего биологического отца и восемь сводных братьев или сестер на сайте тестирования ДНК. Все, что нужно было для этого сделать Райану - это взять мазок с внутренней стороны щеки и дождаться результатов девятидневного генеалогического исследования, чтобы определить своего биологического отца, человека, который думал, что останется анонимным, когда сдавал свою сперму как донор, и никогда лично не сдавал анализ ДНК.

В 2005 году, когда Крамеру было 15 лет, тест на ДНК практически невозможно было пройти самостоятельно.

Тринадцать лет спустя массовое появление на рынке доступных наборов для тестирования ДНК открыло по сути двери людям, которые родились от донорской спермы или яйцеклетки. Все больше людей используют эту технологию, чтобы узнать, кто был их донором.

В растущей сфере вспомогательной репродукции донорам гарантировалась анонимность. Но, по словам генетика-генеалога Сиси Мура (CeCe Moore), основателя «DNA Detectives», все внезапно изменилось.

«В стремительно меняющемся, в том числе с научной точки зрения, мире бы наивно полагать, что человек может пожертвовать сперму или яйцеклетку и оставаться при этом вечно анонимным», - говорит Мур. 

Теперь, даже если они не сдадут собственную ДНК на анализ, доноры могут быть опознаны косвенно по их генетической близости с дальним родственником, который сдал анализ ДНК.

«Раскрытие информации произойдет в определенный момент времени. И я думаю, что это неизбежное последствие», - говорит Питер Шлегель (Peter Schlegel), президент Американского общества репродуктивной медицины.

Сайт, который предоставил Крамеру информацию по соответствию данным его ДНК анализа, обнаружил в своей базе данных двух мужчин, чье сходство по геному означало, что они имеют общего предка с Крамером, начиная с 17-го века. Крамер и его мать-одиночка Венди обращались к публичным записям в Лос-Анджелесе. Они знали дату рождения донора - единственную биографическую информацию, предоставленную банком спермы - и хотели узнать, соответствует ли кто-нибудь из двух найденных мужчин этой дате. Крамер связался с человеком, который ответил, что он «чрезвычайно взволнован» от услышанного. С тех пор они находятся в постоянном контакте. «Он был первым рожденным от донорской спермы, который нашел своего донора с помощью анализа ДНК», - признается Венди Крамер (Wendy Kramer), которая в 2003 году создала Реестр «донорских родственников». Сейчас в нем числится 60 000 членов.

От двоюродного брата второй или третьей степени можно с помощью традиционных генеалогических методов построить генеалогическое древо вплоть до общего предка пол таким документам, как записи актов гражданского состояния, извещения о смерти и некрологи, данные переписи или газетные архивы.

Затем возможный донор может быть вычислен путем исключения по признаку пола, возраста и местоположения. Чем больше открытых записей, тем быстрее осуществляется поиск. Благодаря ДНК -сайтам, с 2017 года Крамер нашел восемь сводных братьев или сестер - пять из них только прошлым летом. Всего с 2005 года он нашел 16 братьев и сестер.  «Я мог бы продолжать поиски и каждые пару месяцев обнаруживать все новых братьев и сестер, и так каждый год до конца своей жизни, что совершенно невообразимо. Но этот опыт чрезвычайно интерес и положителен», - делится своими наблюдениями Крамер, которому 28 лет и который работает менеджером в области биологических наук в компании Google.

В период с 2015 по 2017 год в США резко возросли продажи наборов для тестирования ДНК, что позволило веб-сайтам создать критическую массу профилей ДНК. Это было примерно в то время, когда Эрин Джексон (Erin Jackson) узнала, что была зачата от донорской спермы. Она немедленно проверила свою ДНК и обнаружила сводного брата. «Сходство было неоспоримым,» - говорит Джексон, 38-летняя фрилансер. Затем, основываясь на имени второй двоюродной сестры, обнаруженной после такого же тщательного генеалогического исследования, она и ее муж смогли проследить всю цепочку, приведшую ее к донору. Однажды ответив ей, он попросил ее больше не писать.

Джексон надеется, что конец эпохи анонимности заставит банки спермы ограничивать количество детей, рожденных от одного и того же донора. «Лучше иметь менее анонимных и менее плодовитых доноров», - говорит она.

При этом в США не существует никаких ограничений на количество рожденных от биологического материала одного донора. В Британии установлен максимум в 10 семей на одного донора. Франция, например, сейчас обсуждает вопрос о прекращении анонимности донорства. В настоящее время там действует строгий закон, и свободное тестирование ДНК запрещено.

Но обойти запрет несложно, теоретически для получения совпадений потребуется всего несколько сотен тысяч профилей. Это уже распространено в Великобритании и, в меньшей степени, в Нидерландах.

Фото: Pgiam/Istock

По материалам «Dailymail»

Комментарии: