Согласно новому исследованию британских ученых, дети, рожденные в результате экстракорпорального оплодотворения, получают более высокие оценки по чтению и устным тестам, чем другие дети. Полученные данные ставят под сомнение результаты предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что у ЭКО-детей когнитивные способности ниже. Новые данные также указывают на то, что родители искусственно зачатых детей, как правило, взрослые, образованные и состоятельные люди, что с точки зрения интеллектуального развития влияет на детей положительным образом.

«Положительный эффект «семейного статуса» детей, зачатых с помощью репродуктивных методов, способствует преодолению рисков, связанных с плохим состоянием здоровья, отрицательно влияющих на их когнитивные способности», - говорится в заявлении соавтора исследования Мелинды Миллс (Melinda Mills) из Оксфордского университета. «Полученные данные подтверждают другие исследования, показывающие, что такие методы лечения бесплодия в целом не влияют отрицательным образом на уровень развития мыслительных навыков ребенка».

С момента первого успешного искусственного оплодотворения в 1978 году было зачато более пяти миллионов детей, и с тех пор ученые внимательно следят за их развитием. Результаты оказались разнородными - некоторые исследования показали, что самые маленькие ЭКО-дети страдают нарушением поведенческого, эмоционального и когнитивного развития, хотя более масштабный метаанализ позволяет предположить, что любые различия между ЭКО-детьми и «натуральными» детьми, скорее всего, обусловлены внешними факторами. Согласно другим выводам, дети, зачатые в результате ЭКО, имеют более низкий вес при рождении и более высокие показатели врожденных дефектов, т.е. факторы, с которыми связана задержка когнитивного развития.

В своем новом исследовании Миллс и ее коллеги проанализировали данные 8 298 искусственно зачатых детей, родившихся в Великобритании в период между 2000 и 2001 годами, которые проходили тесты на когнитивные способности, выраженные в устных навыках и навыках чтения каждые два года вплоть до 2012 года. Когда исследователи сравнили показатели ЭКО-детей с показателями детей, зачатых естественным путем, они были удивлены, обнаружив, что у ЭКО-детей, баллы выше, чем у других детей, но эти показатели сравнялись ко времени достижения детьми 11-летнего возраста.

Миллс и ее команда подозревают, что ЭКО-дети первоначально продемонстрировали более высокие результаты, потому что, какими бы ни были недостатки, связанные с искусственным зачатием (например, низкий вес при рождении), преимуществ у них гораздо больше. Действительно, исследования показывают, что взрослые люди, которые были в свое время зачаты с помощью ЭКО, как правило, становятся успешными и высокообразованными и, таким образом, подтверждают два фактора, которые, как известно, являются результатом когнитивного развития детей. Также будет полезно знать, что родители, которых результаты предыдущих исследований заставляли предполагать, что их ЭКО-дети могут отставать в своем развитии, стараются быть более внимательными к своим отпрыскам и прикладывать больше усилий, чтобы стимулировать их интеллектуальное развитие.

Что касается того, почему это преимущество нивелируется к 11 годам, у команды Миллс есть такое объяснение - как только становится ясно, что ребенок нормально развивается, родители, как правило, расслабляются. «Поначалу родители могут воспринимать своих детей как более уязвимых, но по прошествии времени стиль их воспитания может измениться и стать более традиционным, как в случае с родителями «натуральных» детей», - говорится в пресс-релизе Оксфордского университета. «Это может объяснять тот факт, что разрыв в показателях когнитивных способностей сокращается к тому времени, когда обе группы детей достигают 11-летнего возраста, правда, у группы искусственно зачатых детей сохраняются незначительно лучшие показатели».

 

Фото: Shutterstock
По материалам Proman Ukraine 

Комментарии: