Интригующие события, связанные с использованием новых технологий в области репродуктивного здоровья, всегда привлекают к себе повышенное внимание по многим причинам, в частности потому, что эти события лишний раз подчеркивают существенный разрыв между применяемыми научными методами и традиционной исторической практикой. 

Искусственное оплодотворение, экстракорпоральное оплодотворение и манипуляции с эмбрионами сильно изменили то, что когда-то составляло предмет исключительно частной жизни двух человек, вступивших в сексуальный и социальный союз по обоюдному согласию. 

Новые репродуктивные технологии противоречивы, потому что они бросают вызов глубоко укоренившимся моральным, этическим и религиозным взглядам, особенно тем, которые касаются семьи и отношений между ее членами. Эти технологии предполагают намеренное отделение вопроса воспроизводства себе подобных от сексуальных и эмоциональных привязанностей и предпочтений.

Когда в начале 1970-х годов обсуждалась проблема экстракорпорального оплодотворения, некоторые теологи и критики разных мастей во всем подлунном мире подвергали антиномии эту процедуру как неэтичный эксперимент на людях. Главным моральным аргументом против искусственного оплодотворения человеческой яйцеклетки в лабораторном сосуде было то, что желание родителей иметь ребенка еще не давало им права иметь его таким неестественным способом.

Хотя аналогичные вопросы безопасности существуют в отношении любой новой разрабатываемой репродуктивной технологии, например, криоконсервации эмбрионов, яйцеклеток и спермы, прежде незыблимый моральный барьер на пути к появлению на свет еще нерожденного ребенка в настоящее время нарушен.

Если в 1980-х годах основным вопросом в связи с применением этой технологией было моральное право создавать жизнь в лабораторном сосуде, в 1990-х годах ученые уже все больше и больше стали анализировать возможности внесения изменений в ДНК эмбриона. Сегодня этические вопросы, касающиеся репродуктивных технологий, сосредоточены не столько на безопасности самой технологии, сколько на том, как она применяется и где, и какие ограничения (если таковые имеются) должны быть установлены в вопросах манипулирования биологическим материалом, в том числе донорским, и самим эмбрионом.

Способность репродуктологов поддерживать человеческие эмбрионы в лаборатории в течение длительного времени открыла огромные возможности с точки зрения того, что можно сделать с помощью спермы, яйцеклеток и человеческого эмбриона на ранней стадии развития. Эти возможности поднимают в первую очередь вопрос ответственности партнеров друг перед другом, вопрос этической основы обязательств перед последующими поколениями, перед обществом, в конце концов.

Смотрите видео сюжет телеканала «Москва 24»  и делайте выводы сами. Но помните, как справедливо отметил профессор Дэвид Т. Озар (David T. Ozar) из американского Loyola University: «Нельзя решить вопрос о базовых человеческих ценностях с помощью закона и государственной политики, если в сообществе по этому вопросу нет единого мнения."

 

Другие новости:
Комментарии: