В практике ЕСПЧ устоялся подход, согласно которому понятие «частная жизнь» является широким и не может быть определено в виде исчерпывающего списка. Оно включает в себя право устанавливать и развивать отношения с другими людьми, права на личное развитие и на самоопределение (которое, в свою очередь, содержит такие элементы, как право на гендерную идентификацию, сексуальную ориентацию и сексуальную жизнь), право иметь или не иметь детей. Что касается понятия «семейная жизнь», то его содержание не ограничивается исключительно семьей, основанной на браке, и может включать другие отношения, которые фактически являются супружескими. При этом принимаются во внимание следующие факторы: совместное проживание, длительность отношений, а также то, демонстрируют ли супруги каким-либо образом ответственное отношение друг к другу, например заведя совместных детей. По мнению ЕСПЧ отношения, возникающие при использовании вспомогательных репродуктивных методов, подпадают под понятие частной, в том числе семейной, жизни, поскольку право пары на зачатие ребенка и применение искусственного оплодотворения для данной цели защищается ст. 8 ЕКПЧ.
Кассационный суд Франции недавно объявил о своем решении запросить консультативное заключение Европейского Суда по Правам Человека в случае, который может иметь важные последствия для пар, неспособных зачать ребенка естественным путем. Речь идет о судебных разбирательствах с французской семьей, чьи близнецы родились при помощи суррогатной матери в Соединенных Штатах. Поскольку суррогатное материнство во Франции является незаконным, а женщина, заявляющая родительские права над детьми, не является их биологической матерью, французские власти отказываются принимать американские свидетельства о рождении с указанием имени этой женщины.
В обращении о предоставлении консультативного заключения суд попросил разъяснить, является ли отказ в принятии свидетельства о рождении, должным образом выданного в иностранном государстве ребенку, родившемуся через суррогатное материнство, нарушением права на неприкосновенность частной, в том числе семейной жизни в рамках ЕСПЧ. Кроме того, суд задал вопрос о том, выполнит ли государство-участник свои обязательства согласно конвенции, разрешив предполагаемой матери усыновить ребенка без учета иностранного свидетельства о рождении, удостоверяющего ее как мать.
Судебная юрисдикция была расширена в августе 2018 года с тем, чтобы позволить государствам-участникам запрашивать ЕСПЧ в форме консультативного заключения о толковании или применении Европейской Конвенции Прав Человека. В соответствии с Протоколом 16 Конвенции обращения о вынесении консультативных заключений должны рассматриваться судебной коллегией Большой Палаты. Если Европейский Суд сочтет возможным удовлетворить такое обращение, он может пригласить запрашивающую сторону и любую другую сторону, которую он сочтет уместным, сделать письменные заявления или принять участие в слушании. Хотя консультативные заключения ЕСПЧ не имеют обязательной силы, они являются частью судебной практики и, следовательно, могут повлиять на результаты рассмотрения аналогичных дел в будущем.
По материалам jurist.org