Питер Чжу (Peter Zhu), трагически погибший кадет из Военной Академии Вест-Пойнт всегда хотел быть отцом. Он мечтал жить на ранчо, держать лошадей и воспитывать пятерых детей, отшучиваясь на замечания родителей по поводу стоимости его мечты. Теперь, благодаря решению суда, его родители могут надеяться, что какая-то часть этой мечты еще может сбыться.

21 февраля Питера Чжу обнаружили лежащим на снегу на лыжном склоне в месте расположения Военной Академии США Вест-Пойнт. В результате трагической случайности у него был сильно поврежден позвоночник. Его сразу доставили в медицинский центр Уэстчестера, где 27 февраля молодой человек скончался. Но поскольку по завещанию он был донором органов, его тело оставалось в сохранности до 1 марта.

В течение тех дней, пока организм мужчины удавалось поддерживать в жизнеспособном состоянии, убитые горем родители, отчаянно пытались решить, как сохранить материальную память о своем сыне на этом свете и передать свою фамилию следующему поколению. В итоге они обратились в федеральный суд штата с просьбой позволить им сохранить сперму сына, прежде чем его органы будут изъяты.

«Питер был самым добрым, самым любящим и заботливым молодым человеком, которого можно было встретить», - вспоминали его родители, Йонгмин и Моника Чжу (Yongmin and Monica Zhu), когда подавали прошение в Верховный суд штата в округе Вестчестер. «Кроме того, что здоровые органы Питера будут использованы для пересадки нуждающимся людям, мы хотим также извлечь сперму Питера, чтобы сохранить его репродуктивный генетический материал. Без этого мы никогда не сможем осуществить мечту Питера о детях. Это наш единственный шанс исполнить желания Питера и сохранить его наследие», - добавили они. 

Сперма погибшего офицера по настоянию его родителей должна была быть извлечена до того, как извлекут его органы, при этом процедура изъятия была назначена на 15:00 в пятницу. Они подали ходатайство в суд в тот же день в 9:38. «Самым заветным желанием нашего сына было стать отцом и родить детей», - заявили в суде родители, которые приехали в Нью-Йорк из своего дома в Калифорнии, чтобы проститься с ним. «На этой неделе наша семья понесла невосполнимую утрату нашего драгоценного сына. Теперь мы просим суд не допускать дальнейшего разрушения нашей семьи, и дать нам возможность сохранить частичку нашего ребенка, которая возможно продолжить жить в его детях».

Судья Джон П. Коланджело (John P. Colangelo) немедленно удовлетворил их просьбу. Уже в пятницу, в 11:34, он дал указание медицинскому центру забрать сперму г-на Чжу и предоставить ее банку спермы или подобному учреждению по усмотрению заявителей для консервации и хранения до дальнейшего распоряжения суда относительно использования изъятой спермы. Он также назначил судебное заседание на 21 марта.

Попытки связаться с родителями и представителями г-на Чжу в медицинском центре Уэстчестера в понедельник не увенчались успехом, но в судебных документах было отмечено, что семья Чжу отозвалась о врачах больницы как о «чрезвычайно добросердечных и понимающих ситуацию» людях.

Однако они уточнили, что врачи не решались забрать сперму своего сына без постановления суда, «потому что в больнице никогда не проводилась процедура, связанная с подобными обстоятельствами». В связи с этим судья подчеркнул, что администрация и врачи больницы вели себя предельно корректно в соответствии с судебным постановлением.

 «Хотя мы чрезвычайно довольны результатами, которых мы добились в интересах наших клиентов, дело остается в стадии рассмотрения, что требует нашего контроля. Для семьи это отличный результат, но с горьким привкусом, и из уважения к их частной жизни мы не можем сейчас продолжать обсуждать эту тему», - сообщила адвокат семьи, Кэтлин Коппс ДиПаоло (Kathleen Copps DiPaolo). Попытки связаться с представителем по связям с общественностью Вест-Пойнта также не увенчались успехом, но сотрудники академии предоставили необходимую информацию изданию вооруженных сил США Army Times.

United States Military Academy at West Point

«Питер был одним из лучших курсантов на курсе 2019 года, был очень общителен и со всеми был на дружеской ноге», - цитирует газета Бригадного Генерала Стива Гилланда (Brig. Gen. Steve Gilland), коменданта кадетского корпуса. «Он воплощал собой идеал кадетского корпуса и его девиз «Долг, Честь, Страна». Все, кто знал Питера, будут скучать по нему». Army Times сообщила также, что Питер был президентом Медицинского кадетского общества и планировал посещать медицинскую школу при Университете медицинских наук. Издание утверждает, что обстоятельства его смерти будут расследованы.

Пребывая в состоянии глубочайшей скорби, мистер и миссис Чжу, однако, нашли в себе силы обратиться к суду с просьбой предоставить им сперму своего сына по «глубоко личным культурным причинам». Дело в том, что их сын был единственным мужчиной – представителем своего поколения в семье Чжу, главным образом благодаря «политике одного ребенка», проводимой китайским правительством, что не позволило родителям иметь больше детей мужского пола, говорится в судебном досье. Согласно китайской культуре, только Питер мог передать родовую фамилию следующему поколению. Если не воспользоваться его спермой, род прекратит существование. «Когда родился Питер, его дедушка плакал слезами радости от того, что родился мужчина, который продолжит фамилию нашей семьи», - подчеркнули супруги Чжу в своем обращении в суд. «Питер очень серьезно относился к этой роли и намеревался передать фамилию нашей семьи своим собственным детям».

 

Фото: Associated Press

По материалам The New York Times

 

Мнение эксперта

Когда члены семьи, основываясь на вероятном собственном желании погибшего и предыдущих семейных обсуждениях этого деликатного вопроса настаивают на том, что извлечение спермы после гибели пациента и сохранения ее для последующего использования в репродуктивных целях служит интересам покойного и интересам семьи в целом, оправдано ли решение судьи в пользу заявителей, и обязаны ли врачи выполнять подобные судебные предписания? 

Получение спермы после смерти или стойкого вегетативного состояния не является необходимой процедурой ни с медицинской, ни с юридической точки зрения. И хотя в описанном случае получение спермы является этически оправданным, а судья повел себя в высшей степени милосердно, справедливо и профессионально, врач, которому поручают извлечь сперму, не обязан соглашаться делать это. Более того, здесь будет вполне применим принцип сознательного возражения. Врач, который сознательно выступает против такого извлечения генетического материала, может отказаться от его проведения, не взирая на судебное предписание.

Приведенные выше обстоятельства повышают вероятность того, что извлечение спермы после смерти человека при отсутствии его явного предварительного согласия может быть этически оправданным по крайней мере в некоторых случаях, исходя из нескольких соображений. Основное соображение заключается в разумном предположении, что мужчина согласился бы на извлечение спермы. Если допустить такое предположение, то два дополнительных фактора могут поддержать решение о выполнении предписания. Во-первых, если близкие родственники погибшего позднее заявят о намерении предоставить им сохраненную сперму их сына для оплодотворения донорской яйцеклетки и рождения его биологических детей, то выполнение этого запроса может быть удовлетворено в соответствии с принципом свободы воспроизводства. Во-вторых, очевидно, что выполнение такого запроса на получение спермы может обеспечить эмоциональную поддержку семье, которая скорбит о смерти близкого человека. Эти соображения подтверждают правило, что в некоторых случаях суд с юридической точки зрения вправе вынести удовлетворительно решение, а врач с медицинской точки зрения может допустить выполнение предписания.

Константин Свитнев,

Эксперт Европейского общества эмбриологии и репродукции человека

Комментарии: