Когда многие люди слышат слово «суррогатное материнство», они сразу же начинают думать о бедственном положении малышки Гэми, брошенного в Таиланде его предполагаемыми родителями.

Тем не менее, подобные истории не отражают опыт сотен австралийцев, которые путешествуют за границу каждый год, чтобы создать семью с помощью суррогатного материнства. Для подавляющего большинства этих людей такой опыт является дорогостоящим и стрессовым, но вовсе не свидетельствует об эксплуатации кого-либо или унижении человеческого достоинства.

Люди, которые нуждаются в услугах суррогатных матерей для того, чтобы завести ребенка, используют офшорные зоны, потому что единственный вид суррогатного материнства, разрешенного в Австралии, это некоммерческое суррогатное материнство. Законы во всех австралийских штатах и ​​территориях, за исключением Северной территории, запрещают выплату любых денег суррогатной матери, кроме возмещения медицинских расходов в разумных пределах.

Из-за этого запрета на суррогатное материнство в Австралии сотни супругов ежегодно выезжают за границу, чтобы воспользоваться услугами суррогатных матерей. Эта статистика справедлива даже для Квинсленда и Нового Южного Уэльса, в соответствии с законодательством которых использование практики суррогатного материнства за границей является уголовным преступлением.

Эти законы явно не работают. Они не мешают людям использовать офшоры для суррогатного материнства. За преследование экстерриториального суррогатного материнства до сих пор не было вынесено ни одного обвинительного приговора, не говоря уже об осуждении.

На этом фоне Постоянный комитет федерального парламента по социальной политике и правовым вопросам провел расследование по нормативно-правовым аспектам международных и внутренних соглашений о суррогатном материнстве.  Хотя не существует единого мнения о том, в каком объеме и как должны компенсироваться расходы на суррогатное материнство, существует общее согласие с тем, что нынешняя система не работает.

Один из способов проработки всех этических, моральных и правовых вопросов, связанных с суррогатным материнством, заключается в использовании международного права в области прав человека в качестве объектива для рассмотрения проблем. 

Отправной точкой в ​​любом рассмотрении вопроса о регулировании суррогатного материнства должны быть приоритетные интересы и права ребенка. Статья 7 Конвенции о правах ребенка, обязывает Австралию как и любую другую страну мира соблюдать право ребенка на личность. Это право в равной степени распространяется на детей, рожденных таким образом. У детей, рожденных в результате суррогатного материнства, может быть до пяти человек, которые так или иначе могут считаться если не родителями, то близкими им людьми: два биологических родителя, донор спермы, донор яйцеклетки и суррогатная мама. В этом контексте, статья 7 лучше всего объясняет, что дети имеют право знать своих биологических и суррогатных родителей, и находиться под присмотром и тех, и других.

Во многих случаях экстерриториального суррогатного материнства записи о рождении ребенка или является неполными, или вовсе отсутствуют, что делает невозможным выяснить генетическое происхождение ребенка. В Австралии существует одна из лучших систем в мире регистрации людей, которые выступают в качестве доноров яйцеклетки и спермы. Это гарантирует, что в Австралии можно идентифицировать всех людей, имеющих отношение к рождению детей в результате суррогатного материнства.

Реакция многих людей на суррогатное материнство сегодня напоминает реакцию на ЭКО, когда в 1980 году в Австралии родился первый «ребенок из пробирки». Как отметил Питер Иллингворт (Peter Illingworth), президент Австралийского общества фертильности: «В то время, когда дети рождались с помощью таких технологий, они считались революционными и действительно довольно странными, необычными. У многих людей были опасения, что мы вступаем в новый мир дизайнерских детей и синтетических созданий, что вызывало беспокойство и страх».

Следует признать и устранить причины опасения людей в отношении суррогатного материнства. Вместо того, чтобы пытаться остановить процесс научных достижений, нужно принять меры предосторожности для предотвращения эксплуатации женщин и защиты прав детей, рожденных в результате суррогатного материнства.

Пришло время разрешить законную компенсацию суррогатного материнства в Австралии, создав правовую основу, которая позволит избежать подхода «невмешательства», наблюдаемого в некоторых продвинутых странах, и вредных практик, наблюдаемых во многих развивающихся странах, в которых отсутствует высококачественная медицинская помощь и правовые системы.

Двигаясь вперед по этому пути, следовало бы помнить слова выдающегося ливанского философа Халиля Джебрана (Khalil Gibran):

Ваши дети - не ваши дети [...] они приходят через вас, но не от вас, и хотя они с вами, но они принадлежат не вам [...] вы можете отдавать им свою любовь, но не свои мысли, поскольку у них есть свои мысли, Вы можете распорядиться их телами, но не их душами.

По большому счету не имеет значения, кем был зачат ребенок и как он появился на этот свет. Важно лишь то, чтобы детей любили и уважали их достоинство.

 

Фото: Depositphotos

По материалам «The Conversation»

Комментарии: