«Многим мужчинам это вряд ли понравится, но генетические исследования показали, что дети получают свой интеллектуальный потенциал через женскую Х-хромосому ... которая имеет тысячу генов, и многие из них влияют на умственные способности. - Доктор Кит Витт (Keith Witt)

Важно понимать, что результаты исследований являются небесспорными. Большинство исследований, утверждающих, что раскрывают загадочную способность интеллекта функционировать, часто вызывают бурную полемику. Именно поэтому генетика считается самым провокационным полем научной битвы. Постоянно проводятся исследования, которые стремятся дезавуировать или серьезно изменить любое предыдущее исследование.

Независимо от активной дискуссии, полезно представить (и интерпретировать) результаты таких исследований максимально объективно. Во всяком случае, это занятие увлекательно интересно. В конечном итоге, цель любого исследования – разбудить способность человека мыслить. Мы надеемся, что наши читатели найдут эти исследования таким же интригующим, как и мы.

 

Роль X и Y хромосом.

Многие люди не имеют глубоких представлений, когда речь идет о генетике. Таким образом, полезно быстро ознакомиться с парочкой важных фактов. Это также значительно облегчит чтение и понимание предлагаемой вашему вниманию статьи.

- Хромосома - это нитевидная структура, состоящая из нуклеиновых кислот и белка. Они несут генетическую информацию.

- Каждый человек несет одну пару хромосом в каждой клетке.

- У женщин две Х-хромосомы. У мужчин есть одна Х и одна Y хромосома.

Условные гены, в самом простом смысле, это гендерные особенности. Как правило, генетические свойства обусловленных генов либо активируются, либо деактивируются в зависимости от конкретного назначения и, следовательно, от генетических свойств, на которые влияют.

Условные гены по своей природе содержат систему «меток», которая состоит из биохимического материала. Эта система меток позволяет две важные вещи: (1) отслеживать источник происхождения гена, и (2) определять их активированное или деактивированное состояние в организме. Активированные гены будут влиять на генетическое развитие, в то время как деактивированные гены не будут.

Кроме того, если какая-либо индивидуальная характеристика формируются через материнские гены, то отцовские гены в этот момент деактивируются. И наоборот, если на формирование личностной особенности влияют гены отца, материнские гены впоследствии деактивируются.

Механизмы условных генов составляют основу исследования интеллекта.

 

Результаты исследования и исторические аналогии.

Считается, что за интеллектуальные способности человека ответственна главным образом Х-хромосома. Теоретически, влияние женщин на интеллект ребенка более предрасположено, поскольку женщины обладают двумя Х-хромосомами, а мужчины - только одной. Конечно, в теории учитывается гораздо больше факторов, чем количество Х-хромосом.

Это тот самый момент, когда активированные гены вступает в игру. Интеллект зависит от степени активности гена, а активность гена зависит непосредственно от матери.

В цитируемом исследовании ученые использовали генетически модифицированных мышей для проверки своей гипотезы. Они обнаружили, что у подопытных животных, которым вводили преимущественно материнский генетический материал, формировался непропорционально больший череп и головной мозг, при этом тело обладало значительно меньшими размерами. У субъектов, которым вводили повышенное количество отцовского генетического материала, активнее развивалось тело, но меньше череп и мозг.

В дополнение к этим наблюдениям (размер черепа и мозга) исследователи столкнулись с некоторыми другими интересными факторами. Во-первых, они идентифицировали шесть областей мозга, которые содержали только материнские или отцовские гены. Во-вторых, они не обнаружили какого-либо отцовского генетического материала в коре головного мозга - области мозга, отвечающей за исполнительные функции, такие как язык, планирование, логика и развитое мышление.

Идея о том, что матери оказывают существенно большее влияние на интеллект ребенка, не нова. В 1984 году Кембриджский университет изучал как развитие мозга (так называемая «коэволюция»), так и геномную обусловленность этого процесса. Кембриджские ученые в конечном итоге пришли к выводу, что материнская генетика гораздо влияет на работу мыслительных центров мозга.

Позднее, другие исследователи пришли к аналогичным выводам. В процессе одного особенно интересного исследования ученые из правительственного учреждения в Шотландии наблюдали группу из 12 686 человек в возрасте от 14 до 22 лет. Каждый год исследователи брали интервью у субъектов, наблюдая за интеллектуальным развитием, учитывая различные факторы, от образования до этнической принадлежности. В результате ученые окончательно убедились в том, что IQ матери был признан лучшим предиктором интеллекта потомков.

Без сомнения, результаты этих и других исследований, касающихся изучений интеллекта, будут и впредь оцениваться и изучаться. Как уже упоминалось, ни одно научное исследование, претендующее на окончательные выводы относительно процессов развития интеллекта, никогда не будут однозначно и безусловно приняты всеми.

Однако, уже можно сделать один общий вывод: матери оказывают значительно большее влияние на когнитивные способности своих детей.

Но дело тут отнюдь не только в генетике. Питание и воспитание ребенка напрямую влияют на его интеллектуальное развитие – т.е. как раз те две позиции, за которые в первую очередь несет ответственность мать. Кроме того, особая связь между матерью и ребенком стимулирует их к познанию мира и поиску решения проблем.

 

Заключение.

Женщины играют гораздо большую роль в интеллектуальном развитии детей, чем это можно принять с помощью генетического эксперимента. Тем не менее, результаты этих и других исследований, кажется, подкрепляют представление о том, что наши мамы делают нас умнее.

 

Фото: Depositphotos

По материалам «The Sun»

Комментарии: